Peshij pohod v gorah Kirgizii
Киргизия,  Маршруты,  Путешествия

Пеший поход в горах Киргизии

Описанный на этой странице пеший поход в горах Киргизии проходил по маршруту от деревни Кызыл-Суу до деревни Алтын-Арашан и был пройден нами в начале июля 2018 года. Погода была отличная, на перевалах почти не было снега. Весь путь был пройден нами за 6 дней и в большой спешке. Я бы рекомендовала заложить на его прохождение дней 8, чтобы успеть насладиться всем, что может встретиться вам на пути.

Продолжительность: от 6 до 8 дней
Когда лучше ехать: с июня до середины сентября
Пролжительность маршрута: около 70 км
Самая низкая точка: 1500 м
Cамая высокая точка: 3907 м
Пройденные перевалы: Арча Тор (3809 м), Телеты (3801 м) и Ала Кёль (3907 м).

День 1. От точки 1 к точке 3: 12 км, 2100 — 2500 м

В деревне Кызыл-Суу мы раздобыли карту (в инфоцентре), закупились продуктами, поели плотненько, поймали такси и поехали навстречу приключениям. Не доехав несколько километров до точки, отмеченой на карте как начало маршрута, я начала верещать, что не хочу далее ехать, ибо за окном началась красота. Водитель остановился, мы вышли и приключения начались.

Место, где мы вышли, отмечено на карте (Точка 2. Начало нашего маршрута). Здесь еще ведет дорога, по которой вполне способна проехать легковая машина, но уже  никто не ездит. Здесь начинается природа, здесь на зеленых лугах на фоне красноватых гор пасутся кони. Мы уже влюбились.

Дорога ведет достаточно долго, затем легковушке уже не проехать. Либо внедорожник, либо на своих двоих. Нам выбирать не приходится. Идти легко, подъем почти не чувствуется. Пару раз наш путь пересекли потоки воды, которые было возможно перейти по камням почти не замочив ноги.

karakol2

В первый день мы много не ушли. Во-первых поздно выбрались, во-вторых я набила свой рюкзак как попало и он меня перевешивал. Мы не дошли до места, где планировали разбить лагерь, но неплохо переночевали в месте, отмеченным на карте точкой 3. Было немного страшно, потому что недалеко была то ли одна то ли две юрты местных, и мы опасались ночных визитов. К счастью выяснилось, что это был малодушный страх: все местные — люди приятные и дружелюбные и совершенно не имеют в умыслу губить мимо проходящих туристов.

День 2. От точки 3 к точке 4: 8 км, 2500 — 3200 м

Позавтракав, сложив спальники, палатку и собрав рюкзак мы отравились в путь. Через полчаса мы дошли до того места, где, согласно нашей карте начинается трек, а конкретно к метеорологической станции.  В пути перед нами открывались все более и более восхитительные пейзажи: далекие заснеженные вершины на фоне яркого, абсолютно синего неба, стройные тянь-шаньские ели, стремящиеся ввысь, зеленые долины, на которых свободно разгуливают кони. У метеостанции нужно перебраться через реку. Моста в классическом понимании там нет, a вброд это сделать невозможно. Но зато там есть канатная дорога через реку, на которой местные детишки нас с удовольствием переправили на другой берег.

karakol3

Конечно, детишки будут рады, если душевным «спасибо» дело не закончится. Родители ребятишек предложили нам купить молоко или кефир, но почему-то мы отказались. За юртами местных мы нашли дорожку, которая начала достаточно круто подниматься вверх. Теперь мы двигались в направлении перевала Арча-Тор. Вообще с этого момента дорога начинает ощутимо подниматься в гору. Шли часы, высокие ели остались внизу, реки и долины остались внизу. Как и вся моя энергия.

Перед поездкой, ища информацию на тему «пеший поход в горах Киргизии», я начиталсь английских блогов, и в одном из них был обещан epic camping spot – непосредственно перед перевалом Арча-Тор. Увы, до этого суперместа нам несуждено было добраться. Последние пару километров я переставляла ноги с огромным трудом и хотела отдыхать после каждых ста метров. Возможно, я бы и доползла до обещанного нам epic camping spot, но пришел ветер, дождь, затем сильный дождь и град. Пришлось ставить палатку в первом попавшемся месте, а места все были с наклоном… Так и пришлось спать, под углом.

На следующее утро мы нашли этот epic camping spot. Эпичность, заключается в том, что это место РОВНОЕ, слегка защищено от ветра и оттуда еще лучше виден перевал.

Еще вечером, когда закончился дождь, то мы вышли посмотреть как же выглядит перевал Арча-Тор. Глазам своим мы долго не могли поверить. Смотрели на карту и на перевал, снова на карту и снова не перевал. Решили, что утро вечера мудренее и завтра посмотрим еще раз. Здесь я должна сказать, что на тот момент мы были очень неискушенными трекерами и это был наш первый поход в горах. Перевал выглядел как горизонтальная стена и для нас он казался непреодолимым препятствием.

archator1

Вконец измученные долгим треком, тяжелым рюкзаком, дождем, градом и холодом, мы согрели свои жалудки лапшой быстрого приготовления и легли спать.

День 3. От точки 4 к точке 6: 8 км, 3200 — 3890 — 2800 м. Перевал Арча-Тор.

Проснуться с восходом солнца, подождать полчасика, когда же солнце осветит своими теплыми лучами нашу палатку, высунуть нос наружу и обнаружить тонкую корочку инея вокруг – что может быть прекраснее?

В этот день мы прошли всего лишь 8 километров, но эти километры дались нам с огромным трудом.

От места нашей стоянки до вершины перевала путь не легкий — почти 700 м набора высоты на 1000 метрах. Так что завтрак, сбор палатки, сбор рюкзаков и идём. Пару сотен метров идем по траве, потом начинается сыпь. Сначала подъем небольшой, но с каждым шагом увеличивается. Идется тяжело: делаешь шаг вперед, съезжаешь два назад. Солнце палит нещадно. Проклятый рюкзак тянет вниз.

«Только не падай, — говорит мне мой партнер, — если скатишься кубарем вниз и переживешь это, то придется карабкаться сюда еще раз..».

archator2

Тем неменее, когда после 3х часов карабкания в гору по сыпучим камням, мы поднялись на вершину перевала Арча-Тор, то в награду нам открылся восхитительный вид на долину.

archator3

В дополнении к восхитительному виду нам также открылся вид на резкий спуск, начинающийся за кромкой снега и абсолютное непонимание как его преодолеть.

А преодолеть его можно и нужно следующим путем: открываете карту в телефоне (мы пользовались maps.me), карта показывает что слева (если стоять спиной к долине, из которой вы поднялись) есть тропа. Ее возможно не будет видно, по ряду причин: сыпь не держит форму, недавно растаяли снега, толпы туристов здесь не ходят. Но она есть. Тропа будет заметна чуть более внизу, хоть и не совсем понятно, если это действительно она. Так вот на нее вам надо попасть. Там где мы спускались, в самом начале дорога шла очень круто вниз, но опираясь на треккинговые палки (и пару раз присев на попу), мы смогли преодолеть самый опасный участок. После первых 50-100 метров угол наклона немного уменьшится и вы попадете на ту тропу, что была видна сверху. Самый опасный участок перевала Арча-Тор за нами!

archator4

Соответственно карте после перевала мы продолжили путь вниз. Для коленей это был вызов, ибо на участке длинной 2 километра пришлось спуститься примерно на 1000 метров. Мы прошли завалы камней, заросли кустарников, спустились в лес и наконец оказались здесь: точка 6. Здесь мы нашли (его невозмжоно не найти) абсолютное эпическое место для ночевки. Около реки разбито место для кемпинга с огнищем и бревнами для сидения. И великолепный вид на гору Каракол бонусом.

karakol4

Можно уединиться здесь или пройти еще пару сотен метров и разбить палатку возле юрты местной кочевой семьёй, но мы выбрали первый вариант.

День 4. От точки 6 к точке 9: 18 км, 2800 — 3800 — 3300 м. Перевал Телеты.

В четвертый день нами было пройдено самое длинное растояние. Причиной тому послужили съеденные почти наполовину запасы еды, продолжительный маршрут в долине и купленное у местных молоко, после которого становишься сильный как Манас.

Утром, дойдя до юрт местных и обменявшись любезностями, мы не только пополнили запас продовольствия свежим молоком и хлебом. Также мы узнали, что обозначенного на карте моста уже пару лет как нет. Поэтому было решено пересечь реку здесь и сейчас с помощью коней.

Следующие несколько часов мы шли по относительной ровнине вдоль реки (моста на самом деле не было), Примерно к 16:00 мы дошли до к кемпингу означенному на карте как Eco Trek Kemp (точка 7). Присутствие слова Eco в названии скорее всего объясняется тем, что в лагере есть что-то похожее на туалет. Возможно вру, так как в лагере мы не остановились, а пошли дальше.

Мы безумцы, никому не советую этого повторять.

В 4 часа пополудни мы решились перейти перевал Телеты (3800 м). После целого дня на ногах, без толкового обеда и отдыха мы полезли наверх. Кажется от лагеря, наверх, сквозь заросли кустарника вела тропа, но мы не ищем легких путей.

telety1

Перевал Телеты был самым подлым перевалом на нашем пути. Ты видишь вершину и думаешь, что это конец. Вылезешь наверх и обнаружишь, что это не был конец, что конец вон там. И так раза три.

Начав восхождение в 4, пройдя заросли кустарника и травяные плато, мы оказались в безжизненной местности из камней и снега как раз в то время, когда солнце собиралось спрятаться за горный хребет. В этот вечер я убедилась, что запасы энергии, хранящиеся в нас куда больше, чем мы думаем. Мои силы были на исходе уже в тот момент, когда мы поднимались вверх по траве. Увидев перед собой снега, сыпь, камни и наконец-то настоящую вершину перехода я подумала, что это конец: солнце садится, мы находимся на высоте почти 3700 метров, ни одной живой души вокруг, начинается дождь и воет ветер. Останемся наверху — даже не сможем палатку поставить — негде. Спать с нашей экипировкой в этом месте — безумство, которое может стоить жизни. Единственное решение — это собрать в кулак всю свою волю и идти дальше — наверх. А потом еще дальше — вниз, к тому месту, где будет возможно разбить лагерь.

Для нас все закончилось хорошо, но это было чистой воды безумием.

День 5. От точки 9 к точке 11: 12 км, 3300 — 2600 — 3700 м

Новые безумства ждут нас, хотя мы еще не подозреваем об этом.

Стандартное утро: завтрак, сбор спальников и палатки, почистить зубы и вперед. Этот день обещал нам невиданную роскошь — горячий обед и БАНЮ. Примерно в половине запланированной нами трассы располагается кемпинг. Настоящий кемпинг с туристами, рестораном и баней. Какое счастье помыться в первый раз за 5 дней теплой водой. Какое счастье в первый раз за 5 дней поесть суп из настоящей курицы, салат из свежих овощей и выпить пива. Да и просто посидеть…

karakol5

Целью этого дня было дойти до озера Ала-Куль, поэтому на долгий отдых времени не было. Проведя в общей сложности полтора часа в кемпинге, мы двинулись в путь. После продолжительного спуска снова в гору.

Если выбрать дорогу через переход Панорама, то можно было избежать этого спуска на почти 600 метров и последующего подъема. Но тогда бы пришлось отказать себе в удовольствии помыться. Мы выбрали чистоту.  И новые безумства.

После долгой дороги в лесу, после долгого карабканья по камням мы пришли к кемпингу, который располагается вблизи подъема к озеру Ала-Куль. Здесь было больше всего людей, больше, чем мы видели за все 5 дней вместе взятые. Здесь была жизнь. Компании молодых людей, как русскоговорящих так и дальнего зарубежья. Здесь были палатки-бары. Здесь были люди с гитарами. Здесь все говорило: «Останься, развейся, отдохни, повесились». Но а что мы? Мы закрыли глаза, заткнули уши, заперли сердца и шли дальше. Все дальше, все выше и выше. Снова без сил и снова на грани. Солнце снова садилось, а нам снова негде было встать на ночевку. Уже за сумрака мы доползли до озера и разбили лагерь. Ужин прошел в романтической обстановке при свете фонаря.

День 6. От точки 11 к точке 13: 12 км, 3700 — 3907 — 2600 м. Перевал Ала-Куль.

Спать было холодно. Вечером я, как всегда, одела термобелье, теплые носки, штаны, футболку и толстовку. Ночью еще натянула на себя куртку и шапку. Но все равно было прохладно. 3650 метров над уровнем моря, как ни крути. Утром мы обнаружили, в какой красоте мы провели ночь.

alakul1

На озере Ала-Куль есть два варианта для кемпинга:

1. Возле западного конца озера. Там спали мы. Все хорошо, только из-за обилия туристов и отсутствия туалета, за укромными камнями вы можете найти… сами знаете что.

2. Примерно после 1/3 озера, если продолжить идти от западного конца в сторону перехода и спуститься примерно 200м. Говорят, что там меньше людей.

Неспешное утро, завтрак с чудесным видом. Затем привычный ритуал сбора рюкзаков и вперед —  покорять перевал Ала-Куль. Здесь ходит много людей, тропу четко видно. Технически переход был одним из самых легких, хоть и пришлось снова несколько часов идти по сыпи. Присутствие других людей, тоже вселяет уверенность. Знаешь, что если подвернешь ногу и скатишься вниз, то будет кому прийти на помощь. Чем выше поднимаешься, то тем более и более прекрасный вид открывается на озеро Ала-Куль.

alakul2

С другой стороны перевала, на спуске, нам очень помогли треккинговые палки. Мы обогнали почти всех, кто старался потихонечку, почти сидя на попе спуститься по сыпучим камням. Еще раз очень и очень советую.

alakul3

Пройдя за час самый сложный отрезок пути, мы продождили спуск в долину Алтын-Арашан, что заняло у нас дальших 4 часа. В деревне, благодаря нашему везению, мы встретили туристическую группу, которая возвращалась в Каракол на грузовичке 4х4 и водитель соласился подбросить нас до города.

Здесь наш пеший поход в горах Киргизии закончился. Если бы мы не спешили, то попробовали бы остаться на ночь на местном «курорте» и расслабиться в горячих источниках, но… Есть повод вернуться!

Читайте также: Треккинг в горах Киргизии. 10 действительно важных советов.